Возрастные особенности детей
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. Попросьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Планируемые промежуточные результаты
освоения образовательной программы
Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Интегративное качество «Физически развитый,
овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.
Владеет соответствующими возрасту основными движениями.
Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.
Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное гремя).
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры.
Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
Интегративное качество «Любознательный, активный»
Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх.
Интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях.
Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами.
Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях.
Задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни.
Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях.
Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстрации, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ.
Пытается петь, подпевать, двигаться под музыку.
Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях.
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликается на эмоции близких людей и друзей, лает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.
Эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в играх -драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов, пытается с выражением читать наизусть потешки и небольшие стихотворения,
Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), испытывает чувство радости; пытается в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы.
Пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
Интегративное качество «Овладевший средствами общения
и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Умеет в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками
Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре.
Умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого.
Обращается к воспитателю по имени и отчеству.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными; отрицательно реагирует на явные нарушения усвоенных им правил.
Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх.
Может общаться спокойно, без крика. Ситуативно проявляет доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Понимает, что надо жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
Умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Знает, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
После объяснения понимает поступки персонажей (произведений, спектаклей) и последствия этих поступков.
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные
и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения, проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Способен самостоятельно выполнить элементарное поручение (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям).
Может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты.
Способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Проявляет желание сооружать постройки по собственному замыслу.
Умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью.
Интегративное качество «имеющий первичные представления
о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"
Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерныепредставления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые).
Называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города (поселка).
Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
Интегративное качество «Овладевший универсальными
предпосылками учебной деятельности»
Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности.
В случае проблемной ситуации обращается за помощью.
Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
В диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого.
Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций.
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Здоровье»
Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
Образовательная область «Физическая культура».
Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.
Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Образовательная область «Социализация»
Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.
Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.
Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры).
Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.
Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Может принимать участие в беседах о театре (театр—актеры—зрители, поведение людей в зрительном зале).
Образовательная область «Труд»
Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
Может помочь накрыть стол к обеду.
Кормит рыб и птиц (с помощью воспитателя).
Образовательная область «Безопасность»
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
Образовательная область «Познание»
Продуктивная (конструктивная) деятельность. Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
Формирование элементарных математических представлений. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).
Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму.
Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).
Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».
Формирование целостной картины мира. Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал).
Ориентируется в помещениях детского сада.
Называет свой город (поселок, село).
Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.
Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
Проявляет бережное отношение к природе.
Образовательная область «Коммуникация»
Рассматривает сюжетные картинки.
Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.
Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Образовательная область «Художественное творчество»
Рисование. Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.
Лепка. Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
Аппликация. Создает изображения предметов из готовых фигур.
Украшает заготовки из бумаги разной формы.
Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Образовательная область «Музыка»
Слушает музыкальное произведение до конца.
Узнает знакомые песни.
Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
Замечает изменения в звучании (тихо — громко).
Поет, не отставая и не опережая других.
Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).